Муниципальное бюджетноле общеобразовательное учреждение "Оротская средняя общеобразовательная школа" (МБОУ "Оротская СОШ")
О школе
МБОУ "Оротская СОШ" образована в 1922 году. В настоящее время школа является малокомплектной. Численность обучающихся составляет 29 детей в школе и 16 воспитанников дошкольной группы. Коллектив школы составляет 24 человек, из них административно-управленческий персонал 2 чел., педагогический персонал 8 человек (в т.т. 1 воспитатель дошкольной группы), обслуживающий персонал 14 человек.
История школы
Школа была организована в начале ХХ века по инициативе прогрессивных жителей Оротского сомона. В наших краях только что отгремела гражданская война с семеновщиной и была образована Дальневосточная Республика.
Инициативная группа во главе с монголистом Сампилом Шагдаровым и активистами Бальжинимой Шобоевым, Гончиком Вампиловым, Ендоном Вампиловым, Лхасараном Лодоновым (помогал школе материально - покупал учебные принадлежности и другое) и Насато Намжиловым направили ходатайство об открытии школы в правительство ДВР.
Из Архивной справки Государственного учреждения «Национальный архив Республики Бурятия»:
«В документах Отдела народного образования Бурят-Монгольского областного управления имеются сведения о Тарбагатайской 2-х классной школе.
Тарбагатайская 2-х классная школа была открыта в 1922 году в улусе «Дунда-Кул» Орот-Тарбагатайского сомона Кижингинского хошууна Хоринского аймака Бурят-Монгольской автономной области Дальнего Востока (ДВР)
Занятия в школе начались с 25 декабря. «…Школа обслуживала исключительно Орот-Тарбагатайский сомон, где 133 домохозяев».
Школа национальная. Всего учащихся насчитывалось 24 человека, позже записалось еще 6 человек. Учащиеся распределялись в 2-х классах.
«Школьное здание наемное, окон три, свету достаточно. Посредине здания поставлена голландская печь, к ней приделана плита. В этом здании можно разместить максимум 35 учащихся. Школа имеет 12 парт двухместных (неприспособленных), классную доску, некрашеный стол и 2 табурета. Учебных пособий и руководств, за исключением родного языка, совершенно нет».
Со дня открытия школы заведующие и учителя часто менялись. С 1 июля 1922 года заведующим и учителем Тарбагатайской школы Хоринского аймака работал Сакияев Пунцык. 29 сентября он освобожден от занимаемой должности в связи с незнанием письменности бурятского языка. С 1 октября 1922 года заведующим и учителем школы назначается Буянтуев Балдан с окладом 18 р. 76 к. за преподавание и 2 р.10 к. за заведывание (приказ отдела народного образования Бурят-Монгольского областного управления от 08 ноября 1922 г. № 21 – во изменение приказа от 29 сентября 1922 г., № 6). В фонде имеются сведения о преподавательской квалификации Буянтуева Балдана: удостоверение об окончании курсов 1922 с правом преподавания арифметики и родного языка в первых двух классах бурятской начальной школы. (см. Архивная справка)
Осенью того же года школа опять была перенесена в улус Дунда-Кул и помещена в частном доме Бальжинимы Шобоева.
Начиная с 1922-23 учебного года, она стала полной 2-х классной школой, учащихся стало 16 человек, обучались дети разных возрастов из улусов Тарбагатай, Дунда-Кул и Орот. В эти годы преподавание велось на родном языке по старому принципу.
В связи с тем, что из года в год увеличивалось число учащихся со всех улусов всего Нижнего Кодуна, требовалась централизация школы, встала необходимость оседание ее с отведением земельного участка. В 1928 году школа переведена в улус Хуйтун-Хундуй, где окончательно закрепилась. Здесь поставили помещение под школу, отвели земельный участок – 8 га. В 1930 году школа стала школой всего Нижнего Кодуна и была переименована в «Оротскую начальную школу». В эти годы обучались дети Тарбагатая, Мунгута, Хуурай, Усть-Орота, Арыла.
Оротская школа после оседания застроилась, кроме школьного помещения были поставлены помещение под квартиру учителя и производственное помещение. Усадьбу школы огородили, стали производить посев зерновых культур. Таким образом, школа укрепилась материально. Обзавелись транспортным средством, имела заведующего хозяйством. Учащиеся привлекались к полевым работам, школа стала трудовая.
В 1936 году открылась начальная школа в у. Кодунский Станок, такая же школа открылась в 1938 году в у. Усть-Орот, в этих же годах открылась школа в у. Нарин. В связи с этим все дети школьного возраста из всех улусов Кодунской долины и Тарбагатая стали учиться в своих школах по месту жительства, а Оротская школа стала обслуживать только детей колхоза им. Энгельса. С началом обязательного начального обучения детей школьного возраста, в школе обучались до 60 детей в год.
В 50-х годах с приездом русскоязычных переселенцев были открыты параллельные русские классы, в которых обучались от 15 до 25 человек в год. Школа укреплялась из года в год, обеспечивалась необходимой мебелью, оборудованием и учебными пособиями. Учительский состав увеличивался иногда до четырех человек.
В 1959 году по инициативе учителей – Намдаковой Людмилы Насатуевны и Эрдынеевой Цыжибмы Эрдынеевны, при поддержке директора колхоза Дондока Дашиевича Дугарова началось строительство нового корпуса школы, которая начала функционировать с 1 сентября 1960 года. Строили школу с помощью только топора и ручной пилой, рубанок.
Укреплялась материально-техническая база школы, комплектовалась учительскими кадрами.
Оротскую начальную школу со дня открытия закончили более 1000 детей, многие из которых продолжили свое образование в средних и высших учебных заведениях.
Оротская начальная школа гордится своими выпускниками, ставшими самоотверженными тружениками, руководителями сельхозпроизводства, советско-партийными работниками, а также работниками науки, образования и культуры. Много лет руководили колхозом Дагба Нимаев, Дашажамса Нимбуев, Даша Дамдинов, Дашадоржо Цыренжапов и другие. Директорами совхозов работали Дугар Дондоков и Дамдинжап Митыпов. Последний став директором совхоза «Оротский», оказывал большую помощь в строительстве нового здания школы. Советско-партийными работниками были Ринчин Цымпилов, Данзан Дагбаев (заслуженный юрист и работник культуры РБ), Ананда Раднаев и другие. Выпускник школы Чимит Цыдендамбаев стал одним из первых бурятских писателей, Чимитдоржо Ендонов много лет работал министром финансов.
Докторами физико-математических наук стали Дандар Сандитов и Гунга-Нимбу Дандарон, заслуженным врачом РБ является кандидат медицинских наук Семен Цыреторов, заслуженным деятелем науки РБ является кандидат геолого-минералогических наук Цыден Цырендоржиев, заслуженными деятелями физической культуры и спорта стали Мижитдоржо Митыпов и Дулзен Бабудоржиев. Гордимся своими выпускниками – заслуженным артистом России Доржо Сультимовым и заслуженной артисткой Бурятии Даримой Дамдиновой. На ниве просвещения работали Дашима Лодонова, Дашима Дамбаева, Шойнхор Шойбонов, Пылжит Дондокова, Галина Галсанова и многие другие. Руководителями органов МГБ и МВД работали Замбала Бальжинимаев, Содном Цыжибон, Гармажап Батуев, Лхамажап Раднаева-Базарова и другие.
В 1989 году в с.Орот Кижингинского района на базе Оротской начальной школы организована Оротская неполная средняя школа, которая в 1990 году реорганизована в Оротскую среднюю общеобразовательную школу.
Сначала занятия проводились в корпусе начальной школы, в здании конторы совхоза «Оротский» и АТС. По инициативе директора совхоза «Оротский» Митыпова Д.Б. бригада строителей во главе с прорабом Галдановым Э.Г. построили новое здание средней школы и жилые дома для учителей. Материально-техническое оснащение школы обеспечивали директор Доржиев Владимир Дугарович и завхоз школы Галданова Дулма Жамбаловна.
В процессе становления и развития средней школы большой вклад внес первый директор Оротской средней школы директор Оротской средней общеобразовательной школы Доржиев Владимир Дугарович. При поддержке директора совхоза «Оротский» Д.Б.Митыпова было построено новое здание средней школы, приобретены трактор, автомобиль ГАЗ-53. В период становления школы комплектовался педагогический состав работников. Началась работа по обмену опытом с школами района, а также организовано международное сотрудничество. Коллектив учителей выезжал в Монголию по обмену опытом и принимал, в свою очередь, гостей из Сухэ-Баторской средней школы.
С 1995 по 2004 год директором школы работал кандидат физико-математических наук Дамдинов Доржо Галсанович. В это время школа продолжает работу по международному сотрудничеству. Школа активно участвует в международных программах, таких как АСПРЯЛ, REAP International. В рамках этих программ наши учащиеся Шагдаржапова Жаргалма, Норбоева Эржена, Доржиева Сэсэгма побывали в 1997 и 1998 годах в США, посещали американские школы. Учительница английского языка Дарима Бороевна Дамдинова дважды побывала в США (в 1997 и 1998 годах) в качестве переводчика и слушателя семинара по повышению профессионального мастерства в Делаверском университете. Под руководством Д.Г.Дамдинова педагогический коллектив школы работает над повышением качества обучения учащихся. Из стен школы выпущены 6 учащихся с серебряной медалью: Норбоева Эржена, Махабалаева Елена, Дамдинова Соелма, Дамдинов Борис, Дамдинов Дамдин, Сультимова Виктория.
В 2004-2005 учебном году директором школы работала учитель биологии и химии Сультимова Элина Содномовна.
С ноября 2005 года директором работает Тушинова Соелма Раднаевна, учитель математики и информатики.
С 2007 по 2010 учебные годы Оротская школа функционировала как основная общеобразовательная школа. Поиск путей развития школы позволил в 2010 году реорганизовать Оротскую основную общеобразовательную школу в среднюю общеобразовательную школу.
С 1 сентября 2010 года школа работает в инновационном режиме по программе развития. Переход в инновационный режим работы достигнут, благодаря предварительной работе педагогического коллектива и администрации школы по изучению опыта работы школ с разновозрастным обучением.
В настоящее время Оротская средняя школа не только школа, в которой дети получают знания, но и Социокультурный центр села Орот. Работая в социальном партнерстве с сельским клубом и библиотекой, фельдшерским пунктом, школа проводит все общесельские мероприятия: Сурхарбан, Сагаалган, День Победы, День пожилого человека, а также различные акции по благоустройству села.
Сегодня мы по праву можем сказать, что школа не растеряла свои традиции.
Образование и формы обучения
Обучение в МБОУ "Оротская СОШ" осуществляется в очной форме.
Общее образование может быть получено вне организации – в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка.
Программа развития
Программа развития школы на 2019- 2024 г.г. представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Программа развития МБОУ «Оротская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2024 г.г. является организационной основой осуществления государственной политики в области образования.